Кризис 3-х лет

Правила поведения взрослых в период протекания кризиса трех лет
1.Замечайте те позитивные изменения, которые происходят в ребенке, и в соответствии с этим меняйте прежний стиль взаимоотношений.
2.Выработайте правильную линию своего поведения, более гибкую от конкретного случая их применения.
3.Не ругайте и не наказывайте ребенка за все неправильные для вас проявления им самостоятельности, активности.
4.В доме создайте такие условия, в которых ребенок ощущал бы, что он уже взрослый, а не малыш; расширяйте в пределах разумного его права и обязанности.
5.Уважайте ребенка, но и учите его при этом уважать других.
6. Проявляйте внимание к малышу: позволяйте ему лично по телефону, спрашивайте совета, дарите «взрослые подарки» (шариковую ручку, наручные часы, бусы, колечко, солдатский ремень т. д.).
7.Упрямство, непослушание и негативизм ребенка воспринимайте как временные, преходящие проявления, которые неизбежны в период кризиса.
8.Чтобы ваши объяснения были простыми и понятными, выработайте четкие, единые требования к малышу: что «надо», чего «нельзя», что «можно» - и руководствуйтесь ими. Ребенок чувствует непостоянство окружающих взрослых, и если есть малейшая возможность, стараться добиться своего, во что бы то ни стало.
9.Не говорите «да», когда необходимо твердое «нет».
10.Поощрения и наказания  должны быть правильно сбалансированы.
11.Не произносите часто глаголы, тормозящие деятельность детей (не трогай, не бегай, не бери, не стучи, не катай и т .д.). В противном случае они утратят свой сигнальный смысл.
Не бойтесь:
·       Проводить маленькие эксперименты, чтобы лучше понять, в каких ситуациях как надо действовать;
·       Часто произносить фразы типа: «Ты уже большой»; «Молодец! Ты делаешь все сам» и т. п.;
·       Использовать форму запрета или отказа только тогда, когда это нужно.


Если…, то …
·       Если желания малыша намного превосходят его возможности, необходимо искать выход в ролевой игре. Помогите детям научиться играть «во взрослых», беря на себя роль мамы, папы, врача, водителя…; покажите несложные действия с игровым материалом, которые они смогут воспроизвести. Поиграйте рядом с ребенком – он с удовольствием будет вам подражать.

·       Если ребенок не желает есть, не следует упрашивать его – создайте игровую ситуацию: предложите покормить «голодного мишку», «котенка» и т. д.

·       Если ребенок капризничает, не беспокойте о том, что подумают другие. Проявите внимание к плачущему ребенку, возьмите его за руку и отведите в сторону.

·       Если ребенок упрямится, убедитесь, что поблизости нет предметов, которые угрожают его безопасности. Подождите, пока он немного успокоится, заинтересуется чем-либо, отвлеките: «Посмотри, что у меня есть…», «Посмотри, кто это идет! Скорее иди сюда…». Ругать, шлепки не имеют смысла.

Помните:

·      Истеричность и капризность требуют зрителей – не становитесь таковыми и не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая непослушная девочка!» Ребенок только этого и ждет.

·      В любой ситуации следует проявлять терпимость к ребенку. Не делайте скоропостижных выводов относительно методов воспитания, которые в том или ином случае вы хотите использовать.

·      Не нужно подчеркивать свою силу и превосходство над ребенком, противодействуя ему во всем – необходимо быть «рядом» с ним.